Судебная лингвистическая экспертиза назначается по уголовным, гражданским, арбитражным делам, а также по делам об административном правонарушении, среди которых:
- дела о защите чести, достоинства и деловой репутации, клевете и оскорблении;
- дела антикоррупционной направленности (дела о взятках, вымогательстве, угрозе, незаконном обороте наркотиков и подобных) и подобных с целью выявления в устной и письменной речи признаков угрозы, вымогательства, шантажа и пр.);
- дела, связанные с преступлениями сексуального характера;
- дела о пропаганде наркотиков, насилия и пр.;
- дела о разжигании межнациональной и религиозной вражды,
- дела, связанные с противодействием экстремизму и терроризму,
- дела о защите авторских прав;
- дела, требующие установления степени совпадения наименований (фирменных названий, товарных знаков);
- делам, связанные с нарушением законодательства о рекламе и другие.
Лингвистическая экспертиза решает задачи:
- выявление смыслов, содержащихся в тексте;
- установление объема и содержания понятия, выражаемого словом, словосочетанием;
- установление значения слова, словосочетания;
- установление смыслового содержания устной и письменной речи (разговора, текста);
- выявление негативной информации о лице (его деятельности, личных, деловых и моральных качествах; отрицательной оценки лица);
- установление формы выражения негативной информации (утверждение о факте, событии или оценочное суждение, мнение);
- установление речевых средств выражения негативной информации (обсценная (матерная), бранная и иная лексика);
- установление типов «экстремистских» значений (призывы (побуждение) к тем или иным действиям, в том числе террористическим; оправдание определенных действий и взглядов, в том числе терроризма; обвинение в определенных действиях и взглядах; угрозы применения насилия в отношении определенных лиц; унижение человеческого достоинства по определенным признака; возбуждение вражды (ненависти, розни) и других;
- установление в речи/ тексте угрозы совершения каких-либо действий, в том числе насильственных;
- установление в речи/ тексте побуждения к каким-либо действиям, в том числе к передаче/получению денежных средств;
- установление сходств и различий по содержанию и форме текстов;
- установление характеристик наименований/ фирменных наименований;
- установление тождества или сходства до степени смешения фирменных наименований (логотипов, товарных знаков, искусственно образованных, фантазийных слов, лозунгов и слоганов).
В ходе проведения лингвистической экспертизы исследуются следующие объекты:
- письменные тексты (статьи, книги, жалобы, надписи, объяснения и протоколы, записки, предсмертные записки, договоры, расписки, заявления, обращения и др.);
- креолизованные тексты (тексты, состоящие из вербальных (языковой /речевой) и невербальных компонентов): плакаты, карикатуры, демотиваторы, реклама, видеоролики, кино- и видеофильмы, видеозаписи митингов, шествий, эмблемы, товарные знаки и др.);
- текстов электронной коммуникации (переписка в социальных сетях – чаты, блоги, форумы, комментарии, посты, общение по скайпу, электронные письма, SMS, видеоконференции и др.).
В зависимости от того, какие задачи ставятся перед экспертом, формулируются вопросы в постановлении или определении.
По обвинению в оскорблении:
- Содержатся ли в высказывании (слове) лингвистические признаки унижения?
- Содержатся ли в высказывании (слове) лингвистические признаки неприличной формы выражения?
По обвинению в клевете (ст. 129 УК) и унижении чести, достоинства и деловой репутации (ст. 152 ГК):
- Содержится ли в тексте негативная информация о (ФИО или наименование организации)?
- Если да, то в какой форме она выражена: утверждения, мнения, предположения?
По обвинению в экстремизме, в разжигании межнациональной, религиозной вражды:
Для решения вопроса о признании материалов экстремистскими целесообразно назначать комплексную психолого-лингвистическую экспертизу, совместно с экспертом – психологом, который имеется в ФБУ Читинской ЛСЭ. В рамках комплексной экспертизы перед ставятся экспертами следующие вопросы:
- Содержатся ли в тексте лингвистические и психологические признаки побуждения (в том числе в форме призыва) к каким-либо действиям (в том числе насильственным, дискриминационным) против какой-либо группы, выделенной по национальному, религиозному, социальному и другим признакам, или ее представителей?
- Содержатся ли в тексте лингвистические и психологические признаки побуждения (в том числе в форме призыва) к каким-либо разрушительным действиям?
- Содержатся ли в тексте лингвистические и психологические признаки пропаганды исключительности, превосходства, неполноценности человека по признаку пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе?
- Содержатся ли в тексте лингвистические и психологические признаки пропаганды идеологии насилия в целях оказания воздействия на решения органов власти?
- Имеется ли демонстрация нацистской атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, в связи с пропагандой идей фашизма (нацизма)?
- Содержатся ли в тексте лингвистические и психологические признаки обоснования национального и (или) расового превосходства?
- Содержатся ли в тексте лингвистические и психологические признаки оправдания идеологии насилия и/или разрушительных действий, совершаемых в целях оказания воздействия на органы власти?
- Содержатся ли в тексте лингвистические и психологические признаки оправдания практики совершения действий, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы?
- Содержатся ли в тексте лингвистические и психологические признаки оправдания каких-либо действий (в том числе насильственных, разрушительных) против какой-либо группы, выделенной по национальному, религиозному, социальному и другим признакам, или против представителей такой группы?
- Содержатся ли в тексте лингвистические и психологические признаки обвинения автором какого-либо лица в совершении каких-либо противоправных действий?
- Содержатся ли в тексте лингвистические и психологические признаки угрозы применения насилия?
- Содержатся ли в тексте лингвистические и психологические признаки угрозы совершения каких-либо насильственных, разрушительных действий (взрыва, поджога и др.)?
- Содержатся ли в тексте лингвистические и психологические признаки унижения человеческого достоинства по признаку пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе?
- Содержатся ли в тексте лингвистические и психологические признаки возбуждения вражды, ненависти (розни) по отношению к группе лиц, выделяемой по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе?
Видео- и аудиозаписи необходимо предоставлять для исследования только вместе с полной расшифровкой (стенограммой) их вербальной (словесной) составляющей. Важно помнить, что объектом психолого-лингвистического исследования не могут быть изображения или видеозаписи, не содержащие текста (надписей или высказываний), а также действия лиц/групп лиц.
При назначении исследования или экспертизы следует указывать, какие именно фрагменты материала вызывают сомнение относительно своей направленности (главы, абзацы из книги, конкретные высказывания из выступлений, лекций и т.п.).
Исследование религиозной литературы может потребовать привлечения специалиста в области религиоведения и культурологии. Специалистов в области религиоведения и культурологии в ФБУ Читинской ЛСЭ Минюста России не имеется.