Перейти к содержимому

Психологическая экспертиза

Объектом судебно-психологической экспертизы (СПЭ) являются особенности психической деятельности человека в юридически значимой ситуации.

Типовые задачи (вопросы к эксперту):

В гражданском процессе:

СПЭ по делам о спорах между родителями о воспитании и месте жительства ребенка

- Каковы уровень и особенности психического развития ребенка?

- Каковы индивидуально-психологические особенности ребенка?

- Каково психологическое отношение ребенка к своим родителям, другим участникам семейного конфликта (бабушкам, дедушкам, новым членам семьи)?

- Выявляет ли ребенок признаки негативного эмоционального состояния, обусловленного затяжным семейным конфликтом?

- Каковы индивидуально-психологические особенности каждого из родителей / другого фактического воспитателя, не оказывают ли они негативного влияния на психическое состояние и развитие ребенка?

- Каковы стиль воспитания, система ценностей, родительские установки каждого из родителей / другого фактического воспитателя, не оказывают ли они негативного влияния на психическое состояние и развитие ребенка?

- Каковы психологические взаимоотношения между отцом и матерью?

СПЭ по делам о компенсации морального вреда

- Имеются ли у подэкспертного негативные изменения психической деятельности? Если да, то в чём они выражаются?

- Имеется ли причинно-следственная связь между негативными изменениями психической деятельности подэкспертного и действиями (бездействием) причинителя?

- Какова степень негативных изменений психической деятельности пострадавшего?

- Имеются ли у подэкспертного индивидуально-психологические особенности, которые оказали существенное влияние на изменение его психической деятельности в исследуемой ситуации?

СПЭ способности гражданина понимать значение своих действий или руководить ими при совершении сделки

- Находился ли субъект сделки в период, относящийся к совершению сделки, в таком психическом (эмоциональном) состоянии, когда он не мог понимать значение своих действий и руководить ими?

- Учитывая особенности познавательной сферы, состояние в момент совершения сделки, внешние условия, в которых происходило принятие решения, а также индивидуальную значимость последствий сделки, имел ли субъект (сторона сделки) представление о существе сделки?

- Какие факторы повлияли на формирование неадекватного (неправильного) представления о сделке?

- Какое влияние оказала угроза (насилие, стечение тяжелых обстоятельств) на процесс принятия лицом решения о совершении сделки и его реализацию? Была ли ограничена способность субъекта свободно выражать свои подлинные желания и намерения?

- Мог ли субъект в период, относящийся к сделке, в полной мере свободно и осознанно принимать решение и руководить своими действиями по его реализации?

В уголовном процессе:

СПЭ индивидуально-психологических особенностей обвиняемого

- Каковы индивидуально-психологические особенности обвиняемого (подсудимого)?

- Могли ли индивидуально-психологические особенности обвиняемого оказать существенное влияние на его поведение во время совершения инкриминируемого ему деяния?

СПЭ способности потерпевших по половым преступлениям понимать характер и значение совершаемых с ним действий или оказывать сопротивление

- Способна ли потерпевшая с учетом уровня ее психического развития, индивидуально-психологических особенностей и психического состояния понимать характер и значение совершаемых с нею действий или оказывать сопротивление?

СПЭ психического состояния лица, окончившего жизнь самоубийством

- В каком психическом состоянии находился субъект в период, предшествовавший самоубийству?

- Существует ли причинно-следственная связь между действиями обвиняемого (указать: изнасилование или такие действия, которые квалифицируются следствием как угрозы, жестокое обращение или систематическое унижение человеческого достоинства) и возникновением и развитием психического состояния субъекта в период, предшествовавший самоубийству?

СПЭ несовершеннолетнего обвиняемого

- Имеется ли у несовершеннолетнего обвиняемого отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством?

- Мог ли несовершеннолетний обвиняемый во время совершения инкриминируемого ему деяния осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими и если мог, то в полной ли мере?

СПЭ аффекта у обвиняемого

- Находился ли обвиняемый в момент совершения инкриминируемого ему деяния в состоянии аффекта?

СПЭ способности свидетеля или потерпевшего правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них показания

- Способен ли подэкспертный с учетом его психического состояния, индивидуально-психологических особенностей, уровня психического развития, особенностей ситуации правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них показания?

- Имеются ли у свидетеля (потерпевшего) индивидуальные особенности познавательной деятельности, иные психологические особенности (например, повышенная внушаемость, склонность к фантазированию и др.), снижающие способность правильно воспринимать события или предметы (указать какие) и давать о них адекватные показания?

Исследование психического (эмоционального) состояния у лица при исполнении им профессиональных функций в условиях, предъявляющих повышенные требования к его индивидуальным психологическим возможностям, и установление его способности осуществлять адекватную юридически значимой ситуации деятельность (действия) в (в частности, при расследовании аварий на транспорте и на производстве и т.д.).

- Мог ли подэкспертный, учитывая его индивидуально-психологические особенности, правильно понимать (оценивать) требования экстремальной ситуации?

- С учетом способности подэкспертного к установлению причинно-следственных связей и общего уровня его интеллектуального развития, его профессионального опыта, мог ли он предвидеть наступление опасных последствий, принять правильное решение и реализовать его?

- Находился ли подэкспертный в момент совершения инкриминируемых действий в психическом состоянии, которое могло вызвать существенное снижение качества профессиональных функций, возможности совершать действия по предотвращению опасных последствий?