6.2. «Исследование следов орудий, инструментов, механизмов, транспортных средств (транспортно-трасологическая идентификация)»
Трасология (от фр. la trace — «след» и греч. λόγος — «учение»)
Предметом экспертизы орудий, инструментов и механизмов является установление фактических обстоятельств, связанных с идентификацией орудий и инструментов и определением механизма (условий) следового взаимодействия.
1. Объектами исследования являются:
· Исследование замков;
· Следы орудий взлома (орудий и инструмента);
· Запорно-пломбирующие устройства;
· Канаты, веревки, кабельная продукция (единое целое), узлы и петли;
· Повреждений одежды;
· Установление целого по его частям;
· Транспортные средства: исследование следов ТС, следы шин, рассеиватели фар, отделившиеся части ТС.
Примерные вопросы
При исследовании замков:
· имеются ли на замке следы воздействия постороннего предмета:
· отпирался ли замок поддельным ключом,
· в каком состоянии (открытом, закрытом) находился замок в момент повреждения.
· пригоден ли замок для запирания.
· можно ли открыть (отпереть) данный замок без нарушения запирающего механизма;
При исследовании следов взлома:
· каков способом произведен взлом:
· С какой стороны взломана преграда:
· каков механизм взлома;
· какова последовательность образования следов;
· сколько по времени могло потребоваться для совершения взлома,
· обладало ли лицо, совершившее взлом, профессиональными или преступными навыками.
· Этим ли предметом был произведен взлом.
При исследовании следов орудий и инструментов:
· пригодны ли следы для идентификации;
· какого типа (рода) было орудие, которым оставлены следы на месте происшествия;
· одним или несколькими орудиями оставлены следы;
· не образованы ли следы, изъятые с разных мест происшествия, одним и том же орудием;
· не образованы ли следы орудием, представленным на экспертизу.
Запорно-пломбирующие устройства
· имеются ли на пломбе следы постороннего механического воздействия.
· каким способом вскрывалась пломба;
· имеются ли на пломбе следы вторичного обжима (пломбира или иного объекта);
· возможно ли извлечь проволоку из пломбы без нарушении ее целости.
При исследовании узлов (петель):
· к какому виду относится исследуемый узел;
· обладал ли человек, завязавший узел, профессиональными навыками:
· одинаковым ли способом завязаны узлы, изъятые с розных мест происшествий;
· мог ли человек сам завязать на себе исследуемый узел.
При исследовании предметов одежды, следов и повреждений на ней:
· каков механизм образования повреждений;
· каким орудием образовано повреждение;
· одним или разными орудиями нанесены повреждения;
· не представленным ли орудием нанесено повреждение;
· какой частью предполагаемого объекта нанесены (образованы) повреждения на одежде (например, при ДТП);
· имеются ли на орудии (при колото-резаных повреждениях) и на одежде и ТС (при ДТП) наслоения посторонних (взаимопереходящих) микрочастиц (волокон одежды, лакокрасочных и горюче смазочных материалов, почвы и т.п.).
· При установлении целого по частям:
· не составляли ли ранее единое целое фрагмент (часть) предмета, изъятый с места происшествия, и предмет, изъятый у подозреваемого (например, частьзаписки, куски шнура, осколки стекла и части фарного рассеивателя автомобиля и т.п.);
· не составляли ли ранее комплектное или составное целое исследуемые объекты (например, нож и ножны, статуэтка и подставка, детали замка, отдельные фрагменты документа, записки и т.д.).
2. Предметом транспортно - трасологической экспертизы является установление обстоятельств дела, связанных с идентификацией ТС, определением механизма происшествия в целом или отдельных его элементов на основе изучения следов ТС, следов на ТС, исследование отделившихся от них деталей.
При исследовании следов ТС:
· ТС какого вида оставлены следы на месте происшествия (автомобиль. мотоцикл, велосипед и т.н.);
· автомобилем какого типа оставлены следы;
· какой частью ТС оставлены следы, каким колесом ТС оставлены следы, в каком направлении двигалось ТС;
· какой был режим движения (торможение, пробуксовка, занос и др.);
· не оставлены ли следы на месте происшествия конкретным автомобилем, конкретной шиной.
При исследовании деталей (частей) ТС
· не составляют ли осколки стекла, частицы краски, обломок кронштейна, изъятие с места происшествия, единого целого с осколками фар, лакокрасочным покрытием ТС, частью кронштейна, представленных на экспертизу,
· каков механизм повреждения шины (протектора);
· о каких неисправностях ТС свидетельствуют дефекты шин, отобразившиеся в следах (неравномерный износ протектора, вздутие протектора и т п.).