Перейти к содержимому

Трасологическая экспертиза

6.2. «Исследование следов орудий, инструментов, механизмов, транспортных средств (транспортно-трасологическая идентификация)»
 
Трасология (от фр. la trace — «след» и греч. λόγος — «учение»)
 
 
Предметом экспертизы орудий, инструментов и механизмов является установление фактических обстоятельств, связанных с идентификацией орудий и инструментов и определением механизма (условий) следового взаимодействия.
 
1.   Объектами исследования являются:
 
·          Исследование замков;
·          Следы орудий взлома (орудий и инструмента);
·           Запорно-пломбирующие устройства;
·          Канаты, веревки, кабельная продукция (единое целое), узлы и петли;
·          Повреждений одежды;
·          Установление целого по его частям;
·          Транспортные средства: исследование следов ТС, следы шин, рассеиватели фар, отделившиеся части ТС.
 
Примерные вопросы
 
При исследовании замков:
·    имеются ли на замке следы воздействия постороннего предмета:
·    отпирался ли замок поддельным ключом,
·    в каком состоянии (открытом, закрытом) находился замок в момент повреждения.
·    пригоден ли замок для запирания.
·    можно ли открыть (отпереть) данный замок без нарушения запирающего механизма;
 
При исследовании следов взлома:
·    каков способом произведен взлом:
·    С какой стороны взломана преграда:
·    каков механизм взлома;
·    какова последовательность образования следов;
·    сколько по времени могло потребоваться для совершения взлома,
·    обладало ли лицо, совершившее взлом, профессиональными или преступными навыками.
·    Этим ли предметом был произведен взлом.
 
При исследовании следов орудий и инструментов:
·          пригодны ли следы для идентификации;
·          какого типа (рода) было орудие, которым оставлены следы на месте происшествия;
·          одним или несколькими орудиями оставлены следы;
·          не образованы ли следы, изъятые с разных мест происшествия, одним и том же орудием;
·          не образованы ли следы орудием, представленным на экспертизу.
 
Запорно-пломбирующие устройства
·    имеются ли на пломбе следы постороннего механического воздействия.
·    каким способом вскрывалась пломба;
·    имеются ли на пломбе следы вторичного обжима (пломбира или иного объекта);
·    возможно ли извлечь проволоку из пломбы без нарушении ее целости.
 
При исследовании узлов (петель):
·        к какому виду относится исследуемый узел;
·        обладал ли человек, завязавший узел, профессиональными навыками:
·        одинаковым ли способом завязаны узлы, изъятые с розных мест происшествий;
·        мог ли человек сам завязать на себе исследуемый узел.
 
При исследовании предметов одежды, следов и повреждений на ней:
·    каков механизм образования повреждений;
·    каким орудием образовано повреждение;
·    одним или разными орудиями нанесены повреждения;
·    не представленным ли орудием нанесено повреждение;
·    какой частью предполагаемого объекта нанесены (образованы) повреждения на одежде (например, при ДТП);
·    имеются ли на орудии (при колото-резаных повреждениях) и на одежде и ТС (при ДТП) наслоения посторонних (взаимопереходящих) микрочастиц (волокон одежды, лакокрасочных и горюче смазочных материалов, почвы и т.п.).
 
·    При установлении целого по частям:
·    не составляли ли ранее единое целое фрагмент (часть) предмета, изъятый с места происшествия, и предмет, изъятый у подозреваемого (например, частьзаписки, куски шнура, осколки стекла и части фарного рассеивателя автомобиля и т.п.);
·    не составляли ли ранее комплектное или составное целое исследуемые объекты (например, нож и ножны, статуэтка и подставка, детали замка, отдельные фрагменты документа, записки и т.д.).
 
2.   Предметом транспортно - трасологической экспертизы является установление обстоятельств дела, связанных с идентификацией ТС, определением механизма происшествия в целом или отдельных его элементов на основе изучения следов ТС, следов на ТС, исследование отделившихся от них деталей.
 
При исследовании следов ТС:
·    ТС какого вида оставлены следы на месте происшествия (автомобиль. мотоцикл, велосипед и т.н.);
·    автомобилем какого типа оставлены следы;
·    какой частью ТС оставлены следы, каким колесом ТС оставлены следы, в каком направлении двигалось ТС;
·    какой был режим движения (торможение, пробуксовка, занос и др.);
·    не оставлены ли следы на месте происшествия конкретным автомобилем, конкретной шиной.
 
При исследовании деталей (частей) ТС
·    не составляют ли осколки стекла, частицы краски, обломок кронштейна, изъятие с места происшествия, единого целого с осколками фар, лакокрасочным покрытием ТС, частью кронштейна, представленных на экспертизу,
·    каков механизм повреждения шины (протектора);
·    о каких неисправностях ТС свидетельствуют дефекты шин, отобразившиеся в следах (неравномерный износ протектора, вздутие протектора и т п.).